Хулу и похвалу приемли равнодушно
Книга, несомненно, очень интересна. Богата энциклопедическими данными и насыщена фактами. Необычно построение книги - письма, записанные диалоги, кассеты, воспоминания. И все это в чехарде времени. Вот 90е года, а вот ты уже в гетто, а вот ты уже проповедуешь в Израиле. И вот ты читаешь письмо и не понимаешь, какое отношение имеют эти люди в нашему роману. И только спустя несколько страниц становится ясна задумка автора.
Мне читалось тяжело. Сама проблема еврейства с Холокостом, легшим черным пятном на сознание человечества - это трудно принять. И невозможно понять. Я, честное слово, даже представить себе не могу, ЧТО надо совершить, чтобы узаконить и планомерно истребить практически целую нацию. Эта же пленка перед глазами не только у человека отдавшего приказ. Это же какой-то массовый психоз!
Помимо проблемы еврейства в годы войны в книге еще и поднимается проблема вероисповеданий в Израиле. Для меня явилось откровением : как это еврею, отказано в гражданстве, на основании перемены вероисповедания. Он же еврей! Да, но не иудей! Интересная история. Или как живется в Израиле верующим арабам? Проблема выживания между двух огней. Накал отношений и страстей.
Иерусалимский синдром.А во главе всего - главный герой романа, ключевая фигура, вдохновитель, отец кармелит Даниэль Штайн, прототипом которого является
Даниэль Руфайзен.
Неоднократно, во время прочтения, мне казалось, что автор не случайно назвал героя "переводчиком". Это слово в данном конкретном случае имеет несколько смысловых нагрузок. Это не только непосредственно перевод с одного языка на другой. Но это и перевод и объяснение самой веры, как ее видит и чувствует брат кармелит
Мне очень понравилось интервью Людмилы Улицкой
"Нет праведника в своем отечестве". Такая правильная и осторожная оценка.
Читать! Читать обязательно! И для этой книги необходим только бумажный формат! ИМХО.
Разговоры ДаниэляИдолом называется то, что человек считает таковым, и если кто-то поставит кирпич и будет поклоняться ему — кирпич станет идолом, и им нельзя будет пользоваться ни для каких целей. Если же красивая статуя станет украшением города, она будет желанным гостем
О христианстве Видишь ли, рождение Того, Кто в христианском мире известен как Иисус Христос, произошло здесь, в двухстах километрах, в городе Бет-Лехем. Родители его происходили из деревни, которая всего в двух днях пути отсюда, в Назарете. Мы почитаем Его как нашего Спасителя, Учителя и Сына Божия. И почитаем его святых родителей. Однако соединение двух слов «Бог» и «родить», из которого произведено слово «Богородица», столь распространённый в восточном христианстве титул Мириам, матери Иисуса, совершенно немыслимо в еврейском языке, в еврейском сознании. «Йоледет Эль», «родившая Бога» — у благочестивого еврея от негодования отвалятся уши! А ведь половина христианского мира чтит Мириам именно как Богородицу. Первые христиане сочли бы это слово святотатством. Культ Богоматери в христианстве очень поздний, только в шестом веке он был введён. Бог, Творец всего сущего, Созидатель мира и всего в нём живущего, не был рождён женщиной. Да и само понятие «Сын Человеческий» возникло гораздо раньше Рождества Христова, и смысл имело совсем иной...
Легенда о рождении Иисуса от Марии и Святого Духа — отголосок эллинской мифологии. А под этим — почва мощного язычества, мира великой оргии, мира поклонения силам плодородия, матери-земли. В этом народном сознании присутствуют невидимо женские богини древности… Культ земли, плодородия, изобилия. Всякий раз, когда я с этим сталкиваюсь, я прихожу в отчаяние…
Все это проникает в христианство — просто кошмар! К тому же постоянно путают два догмата — поздний, о непорочном зачатии Девы Марии её родителями Иоакимом и Анной, и догмат о бессеменном зачатии Иисуса...
О Боге ...Когда я приехал в Израиль, мне было важно понять, во что веровал наш Учитель? И чем более я углублялся в изучение того времени, тем яснее осознавал, что Иисус был настоящим иудеем, который в своей проповеди призывал выполнять заповеди, но считал, что одного исполнения — мало, и только любовь — единственный ответ человека Богу, и главное в поведении человека — непричинение зла другому, сострадание и милосердие. Учитель призывал к расширению любви. Он не давал никаких новых догматов, и новизна его учения заключалась в том, что Любовь Он ставил выше Закона… И чем дольше я живу на свете, тем очевиднее для меня эта истина.
О вере ...И тогда мне открылось, что Бог был вместе со страдающими. Бог может быть только со страдающими, и никогда — с убийцами. Его убивали вместе с нами. Страдающий вместе с евреями Бог был мой Бог.
Я понял, что Иисус действительно был Мессия, и что Его смерть и Воскресение и есть ответ на мои вопросы.
почитаю еще твои ссылки с интервью